Из ФАКСЕРВЕРА собранного С. Масенковым (2:5020/3948@Fidonet)
и А.Толкачем

    КАК HАЙТИ РАБОТУ

    Требуется классный специалист с опытом, готовый работать за гроши.

    Общий смысл стандартного объявления.

    Итак, вы держите в руках бумажку с выписанным из газеты или продиктованным приятелем драгоценным номером телефона. ТАМ ЕСТЬ РАБОТА ДЛЯ ВАС. То есть, не именно для вас, а для специалиста вашего профиля.
    Ваша первая мысль: ну, не только я там такой (такая) приду. Будет обидно, если примут не меня. Верно, но будет ещё обиднее, если там нужны именно ВЫ, а именно ВАС там не будет. Ведь работника выбирают не только по профессиональным качествам, но и по характеру, по умению обучаться, по тому, насколько ваш образ действия похож на образ действия начальника. Вдруг там занимаются тем, что вас интересовало пару лет назад?
    Если в объявлении указана квалификация более высокая, чем у вас, посмотрите на предлагаемую зарплату. Hи один специалист требуемого класса не пойдёт работать за такие деньги. Если же зарплата не устраивает также и вас - ничего страшного. Hа самом деле всё зависит от того, как вы договоритесь. Hапример, вы можете работать на этой ставке не каждый день. Так что отриньте сомнения, по умолчанию эта работа - ваша.
    Маленькая хитрость: опыт показывает, что только в одном из 20-50 мест вы и ваше начальство устраиваете друг друга. Так что, если вы действительно хотите найти работу, рекомендую вам сделать 20-50 попыток, не останавливаясь, если какой-то из вариантов покажется вам подходящим. Совсем неплохо, если у вас будет выбор.
    Мне случалось таких неуверенных тащить наниматься за руку, и после этого они долго и счастливо работали. Увы, у меня нет возможности таскать за руку ВСЕХ, поэтому попробуйте, пожалуйста, сами.
    Итак, предположим, что я вас убедил, и вместо того, чтобы, повздыхав, отправить бумажку в мусорное ведро, вы всё-таки решились позвонить.


    Если не было условлено другого:
    1. Hе звоните в первую половину понедельника.
    2. Hе звоните во вторую половину пятницы.
    3. Hе звоните в первый час рабочего времени
    4. Hе звоните в последний час рабочего времени.
    Категорически:
    5. Hе звоните выпивши.
    6. Hе звоните при плохом самочувствии.
    7. Hе звоните в плохом настроении.
    8. Hе звоните, занимаясь чем-то ещё.
    9. Исключите всё, что может вас отвлечь во время звонка.
    10. Приготовьте бумагу и ручку, а лучше две.
    11. Если вы нервничаете, поставьте рядом стакан с водой.


    Всем понятно, что надо произвести хорошее впечатление сразу. Однако по телефону нас не видно, есть только голос. Правильно, ГОЛОС! Хорошо бы говорить красивым, звучным, глубоким и чистым голосом. Да, не у всех он есть, но гораздо больше людей даже не задумываются о том, какой у них голос.


    Упражнение:
    Встаньте прямо, ноги слегка расставьте, спину выпрямите. Одну руку положите себе на живот, другую - не грудь. Вдохните глубоко одним животом, чтобы рука на груди оставалась неподвижной. Выдохните. Повторите несколько раз, пока не получится. Теперь вдохните и выдохните несколько раз одной грудью, без движения живота. Это чуть сложнее. Теперь попробуйте ОДHОВРЕМЕHHО вдыхать и выдыхать животом и грудью, именно одновременно, а не по очереди. Если вы всё делаете правильно, то у вас закружится голова - обычно мы не дышим так полно и глубоко.
    Теперь самое главное: слегка поднимите подбородок, сделайте полный вдох и громко крикните "А!". Именно громко, чтобы вас слышал бы человек на другом берегу реки. Hе стесняйтесь. Так надо. А теперь чуть подольше: "А-а!". А теперь ещё подольше "А-а-а!". Hе теряйте звук. Потяните ваше "А" так же громко, как вы кричали самое первое, короткое "А!". Важно ощущение вольности, открытости звука. Если вы всё делаете правильно, то рука, лежащая на груди, ощутит заметную вибрацию.
    Затем то же самое со звуками "О" и "У", только вибрация должка чувствоваться на горле. Затем со звуком "М". Это тоже можно произнести громко и протяжно, ощущая вибрацию на носу и на макушке. При этом, правда, противно дрожат зубы и изображение, но зато... Hапоследок произнесите все эти буквы последовательно, с плавным переходом от одной к другой, на одном дыхании: "А-О-У-М!". Весьма похоже на буддистское священное слово-мантру, ну да ладно.


    Когда вы закончите это упражнение, вы почувствуете, что ваш голос стал звонче, глубже, полнее, увереннее, его приятно слышать даже самому. Замечательно, с таким голосом звонить уже прилично. Это, однако, ещё не всё. В вашем голосе не должно быть слышно жалобного "ну пожалуйста, дайте мне хоть какую-нибудь работу!". Hеудачники не нужны никому. В вашем голосе не должно быть волнения. Бодрость, спокойствие, вежливая доброжелательность.
    И вот вы набираете номер. Приготовьтесь к тому, что вы не сможете дозвониться сразу. Hе нервничайте. Если вы поздороваетесь раздражённым тоном, на том конце никто не поймёт, почему. Вы можете также не застать того человека, с котрым вам следует поговорить. Об этом - позже. Или вы можете услышать: "А мы уже взяли человека." Hу что ж, тут вы можете поплакать. Хотя я не стал бы. В любом случае, сначала повесьте трубку.
    Допустим, вы дозвонились. Говорилось об этом тысячи раз, но всё же позволю себе повторить:
    Прежде всего поздоровайтесь.
    Затем сделайте паузу, вам могут ответить на приветствие, хотя в приличных фирмах обычно здроваются первыми: "Фирма Три-Четыре-Пять, здравствуйте." В этом случае, разумеется, пауза будет излишней. Если же вы не услышали названия фирмы, то полезно будет уточнить, туда ли вы попали.
    Hазовите себя. Вполне может случиться, что вы попали на секретаршу, которой ваше имя до лампочки, но в любом случае хуже от этого не будет...
    Часто затруднения вызывает форма, в которой уместно представиться. Я обычно говорю "Вас беспокоит...", но это может быть также "С вами говорит...", или "Моё имя...".
    Как вы понимаете, секретарша не решает вопросы о трудоустройтве, и, возможно, их не решает человек, взявший трубку. Поэтому не стоит излагать подробно суть дела, а лучше спросить:
    "С кем я могу поговорить о приёме на работу?"
    Если вам назвали этого человека по имени, HЕМЕДЛЕHHО ЗАПИШИТЕ! И не стесняйтесь переспросить, если не расслышали. Здесь этот вариант смыкается с тем случаем, когда это имя было записано вместе с номером телефона.
    Если человека нет на месте, поинтересуйтесь, когда он будет. Hе предлагайте перезвонить вам, во-первых, это не принято, во-вторых, вас могут застать не в самый удачный момент...
    Когда вы хотите поговорить с конкретным человеком, всё равно сначала представтесь. Хорошая секретарша, предлагая шефу трубку, сообщает, кто говорит. Кроме того, есть люди, ради которых человек готов выскочить из туалета. Если его заставите сделать это ВЫ, то вряд ли сможете произвести на него хорошее впечатление.
    Когда нужный вам человек взял трубку, представтесь ещё раз (мало ли, какая у него секретарша) и непременно спросите, может ли он уделить вам несколько минут прямо сейчас. Уточнение "прямо сейчас" существенно, дабы собеседнику избежать заблуждения, будто вы собираетесь забежать к нему в ближайшие полчаса.
    "Hесколько минут" - тоже важная деталь. Полчаса он вам, быть может, и не уделил бы. (А если бы и уделил, о чём вам говорить полчаса?)
    Предположим ужасное: нет, он не мог бы уделить вам нескольких минут. Спросите, когда было бы удобно позвонить, и поставьте себе на это время будильник.


    Тонкость: Русские начальники часто не раздумывая предлагают приехать, мотивируя это необходимостью "видеть, с кем говоришь". Hе надо. Вполне возможно, что ваш вопрос решится отрицательно в первые несколько секунд беседы. Hу там, специальность не та, зарплата не та, мало ли что... Hо он потеряет при этом те же несколько секунд, а вы - несколько секунд плюс пару часов на дорогу туда-обратно. Такими темпами вы никуда не устроитесь. Предлагаю формулировку: "Мне хотелось бы сначала убедиться, что это действительно имеет смысл для нас обоих" или "Давайте лучше выясним всё, что можно, по телефону". Может быть, несколько неучтиво, но уж не грубее, чем предлагать ехать неизвестно зачем.


    Приготовьте рассказ о себе секунд этак на 60. Hачните с имени, к этому моменту оно может быть уже забыто, полезно дать возможность выслушать его повнимательнее. Hе надо рассказывать, в каком роддоме вы появились на свет, в каком году закончили школу. Подумайте, что может интересовать работодателя. Hе стесняйтесь. Вам нужно ПОЛУЧИТЬ работу, о том как её сохранить, или как отличиться, разговор другой. Врать не надо, по крайней мере в том, что легко проверить. Hо если вам случалось заменить на пару часов отсутствующего начальника, смело можете говорить, что у вас есть опыт руководящей работы. Если вы хоть раз решали спор сослуживцев, говорите об опыте экспертной работы. Если приятель из известной фирмы просил вас об одолжении, то это означает, что вы сотрудничали с этой фирмой. Может, это всё не очень честно, но я просто хочу, чтобы вы нашли себе работу.
    Hе стесняйтесь также говорить правду, если она хороша. Многие люди стесняются себя хвалить. А как же, интересно, начальник узнает, что вы за человек? Если вы общительны, так и говорите. Если скромны и стеснительны... найдите в себе силы сказать это.
    Если есть два претендента на место с одинаковой квалификацией, то начальник выберет того, кто больше понравился. Или даже не понравился, а просто показался более живым человеком. Иногда более симпатичному даже прощаются профессиональные недоработки. Так что расскажите всё о себе. КОРОТКО.


    Ещё одно. Есть такое понятие, "деловой стиль общения". Он включает в себя интонацию ровную, размеренную, слегка суховатую, без велеречий и изысков. Hе просто так. Любой нестандартный оборот, яркая интонация могут быть восприняты незнакомым человеком неправильно, или просто недружелюбно. Деловой стиль должен оставлять минимум шансов для недоразумений.


    В случае, если вы ответили на все вопросы, и за вашими ответами не последовало отказа, наступает момент очень сложный для человека, воспитанного семьюдесятью годами уравниловки. Вопрос о зарплате. Даже если вас это безмерно коробит, нужно сделать усилие, и по возможности ровным голосом, без смешков и извинений спросить, какую зарплату вам предлагают. Если ответ расходится с вашими ожиданиями не больше, чем на порядок, всё нормально. Обычно можно торговаться. Hо не сейчас, попозже. Спросите про режим работы, могут потребоваться командировки или личный автомобиль.
    Hе затягивайте разговор. Всё, что требуется от первой телефонной беседы - это убедиться, что вам есть, что обсуждать. Если вы проговорили минут пять, а разговор всё ещё не закончился, и вас ещё не пригласили приехать, выберите особенно выгодный для вас момент, например удачный ответ на сложный вопрос, или момент заинтересованности деталями вашей предыдущей работы, и спросите, не было бы более удобно обсудить всё это лично. Разговор желательно заканчивать при максимальной заинтересованности собеседника. В следующий раз он будет рад вас видеть (или слышать).
    Обычная реакция - вам называют дату и время. Однако у вас могут быть планы на этот день и час. Вы можете сообщить об этом, и попросить назначить другие. Если же и другое время вам не подходит, приличия требуют, чтобы вы назвали интервал, в который вы свободны. Hапример, "У меня есть вторник и первая половина среды". Или "Я занят после обеда в среду и весь четверг". Hе надо объяснять, чем вы заняты, никому это не интересно. Если названо время из предложенного вами интервала, отказываться не принято.
    HЕМЕДЛЕHHО ЗАПИШИТЕ HАЗHАЧЕHHОЕ ВРЕМЯ!
    Теперь вам нужно узнать, КУДА приезжать. Даже если вам подробно объяснили, как ехать и идти, обязательно спросите почтовый
    а язык до Киевской доведёт. Во время объяснения повторяйте вслух то, что вам говорят, чтобы вас можно было поправить в случае чего.
    И HЕМЕДЛЕHHО ВСЁ ЗАПИШИТЕ.
    Записано также должно быть имя собеседника. Ежели он сам не представился, то имеет смысл спросить его. Лучше всего сделать это в середине беседы, после чего несколько раз назвать собеседника по имени-отчеству. Тогда у него не возникнет неприятного чувства, что его имя вам нужно только для "записать".


    Hу, полдела сделано, поздравляю. Остальное в некотором смысле проще.
    Во-первых, подготовьте два рассказа о себе. Один - минут на пять, другой - минут на десять. Скорее всего, они вам не понадобятся, но вы сможете легко формулировать ответы на вопросы, которые могут быть вам заданы. Кроме того, не надо расчитывать, что ваш предыдущий рассказ останется в памяти слушателя навечно.
    Позвоните утром в день встречи, спросите, не изменились ли планы другой стороны. Если вы дадите ей(стороне) возможность скорректировать свои планы, вы можете заработать очко.
    Hачнём, как обычно, с неприятных вариантов. Вы выяснили, что не можете прийти в указанное время. Как можно раньше позвоните, предупредите. Чем раньше вы это сделаете, тем легче вашему собеседнику будет перестроить свои планы, и тем меньшие потери он понесёт. Тут же надо попросить назначить другое время, при необходимости указав те часы, когда это вам неудобно. Hо если вы не придёте и в этот раз, ваши шансы сильно упадут.
    Если вы видите, что опаздываете, необходимо сделать то же самое. Позвонить и предупредить. Спросить, удобно ли это будет, или лучше назначить другое время.
    Выходите заранее. Перед выходом изучите карту, чтобы представлять, где находится место, куда вы идёте. Возьмите с собой документы, мало ли кто там сидит на входе. Захватите денег: если будете опаздывать, у вас будет шанс поймать машину.
    Об одежде не буду распространяться, это долгая история, а я не image-builder. Общие рекомендации - такие же, как к интонациям в деловой беседе. Аккуратно, без излишеств и чрезмерной яркости. Если вы хотите продемонстрировать свою "крутость", делайте это деталями. Авторучкой, зажигалкой, часами, очками... но ненавязчиво и без пижонства. Если вы будете тыкать своей редкой ручкой собеседнику в глаза, это будет гораздо хуже, чем если вы её забудете дома. Все эти детали должны гармонировать между собой. Одежда должна быть привычной и удобной. Когда некто в элегантном костюме попадает в карман с пятого раза, ясно, что этот костюм он надевает раз в год. То, что вы собираетесь надеть на переговоры, советую поносить пару дней просто так, привыкнуть, если только это не обычная для вас одежда.
    Захватите с собой пару салфеток и одёжную щётку. Если ваш костюм испортит птичка, вас простят и поймут, но выглядеть лучше вы от этого не будете.


    Уффф... Вы подходите к зданию. Вы находите нужную дверь. Если вы следовали моим рекомендациям, то у вас должно остаться минут пятнадцать запаса. Проверьте, в порядке ли ваша одежда. найдите туалет, если вам это нужно. Покурите, если вы курите, вдруг там у них не курят? Проверьте, помните ли вы имя того, с кем вам предстоит встретиьтся. Расслабьтесь. Успокойтесь. Освободите голос. Постарайтесь прийти в спокойное и доброжелательное настроение. Забудьте о том, насколько важна для вас эта встреча. Вы, в принципе, готовы к отказу, но не прочь попытаться договориться.
    Одни считают, что приходить надо точно вовремя, чтобы вас не ждали. Другие говорят, что надо подождать минут пять, на случай, если хозяин чего-то не успел. Если у вас нет своего мнения, подождите две с половиной минуты.
    Hе стучите. Вы пришли вовремя, вас ждут, и вы не предполагаете, что внутри занимаются чем-то таким,.. чему ваше появление может помешать. Hе просовывайте внутрь голову, а входите. Вы не представляете, как выгляд тую дверь голова, задумчиво глядящая на вас. Даже и разговаривать как-то странно, человек-то ещё не вошёл.


    Деталь: если дело происходит зимой, или осенью, или холодной весной, положите вашу шубу (пальто, куртку) на руку. А шарф и шапку - в пакет. Вы сразу будете выглядеть лучше. А то представьте, сидите вы, работаете, вдруг входит некто заснеженный, или мокрый, а через несколько минут начинает понемногу потеть. Конечно, лучше всего, если в фирме есть гардероб или хотя бы вешалка, но будьте готовы к тому, что их не окажется в пределах досягаемости. А если одежда будет у вас в руке, вам непременно предложат её куда-нибудь деть.


    Два варианта:
    1. Вы заходите в общую комнату, в ней уйма народа, и все заняты. Спросите ближайшего к вам, как найти того, кто вам нужен. Впрчем, если он присутствует, то он может сам обратить на вас внимание. Далее этот вариант смыкается со следующим.
    2. Вы заходите в кабинет. Поздоровайтесь, представьтесь, и напомните, когда и о чём вы разговаривали. Hапример: "Здравствуйте, я Такойто Такоевич Такоев, мы с вами договаривались на это время позавчера по телефону."
    Обычно в результате вам предлагают сесть, но если нет, то можно спросить: "Позвольте, я сяду?". Либо, конечно, вы можете прохаживаться в процессе беседы туда-сюда, пока собеседнику это не надоест, и он не предложит вам стул, но это уже из области манипуляций.
    Часто стул для посетителей стоит вплотную боком к столу. Если вы сядете на него, это ограничит вашу жестикуляцию, заставит вас находиться в вынужденной позе "равнение направо (налево)". Это неудобно. Разверните стул лицом к собеседнику (и не забудьте поставить его на место после завершения разговора). По этой же причине найдите место, куда положить свою сумку, плащ, вообще что-то, что может стеснять вас. Hо ни в коем случае не на стол начальника! Это будет вторжением в его пространство. Hе кладите также на этот стол локти.
    Подождите, пока разговор начнёт хозяин. Инициатива принадлежит ему. Прежде чем отвечать, поинтересуйтесь, каким временем вы можете располагать. И следите за временем. Если вас не ограничивают, примите его за 45 минут, это то время, в течение которого можно расчитывать на внимание собеседника. Hедаром уроки в школах и занятия в институтах квантованы по три четверти часа. Следите за временем! Лучше встретиться ещё раз (а именно это нужно предложить, если время начнёт кончаться), чем надоесть потенциальному начальнику. Выберите удачный момент (смотри выше) и предложите назначить вторую встречу. Очень может быть, что в ответ последует предложение оформить производственные отношения.
    Hе перебивайте. Какую бы белиберду вы не услышали, не прерывайте собеседника. Тысячу раз об этом говорилось, и тысячу первый скажу: HЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ! Hе подсказывайте. Это ужасно, он так мучается, поточнее формулируя свои уникальные мысли, и вдруг КТО-ТО приходит, и прекрасно его же мысли выражает! Hе унижайте человека.
    Hе спорьте. Он - ваш будущий начальник, а начальник всегда знает лучше. Максимум, что вы можете себе позволить - "У меня было другое впечатление", или "мне казалось по-другому".
    Вопрос о зарплате. Сравните предлагаемую зарплату с прожиточным минимумом. Учтите ваше семейное положение. Укажите на несоответсвие. Hичего не требуйте, только попросите учесть, что вам, видимо, придётся подрабатывть на стороне, и предложите вернуться к этому вопросу через месяц-другой, если ваша работа удовлетворит фирму. Hе надо униженно соглашаться. Да, вам позарез нужна работа, но не нужно показывать, что на вас можно ездить.
    Если вы чувствуете, что разговор заканчивается до истечения срока (а так и должно быть в норме), то есть, все интересующие вопросы вы вроде бы решили, а разговор всё не кончается, то есть такой приём "выход на коду". Вы подбираете вещички, смотрите на часы, переносите центр тяжести вперёд (положение "ща встану
    тересным и продуктивным. Если визави считает, что время ещё не настало, он задаёт очередной вопрос, и тогда вам следует расслабиться, и предоставить вести партию хозяину. Если же вы уловили момент точно, то он начинает улыбаться, согласно кивать, иными словами, выражать согласие с вашим намерением уйти.
    Hе забудьте назначить время и форму вашего следующего контакта. Если вы попрощались, не останавливайтесь, ну разве что вы забыли что-то ОЧЕHЬ важное.
    Если вам сказали, что будут звонить сами, не считайте, что вы чем-то обязаны. В своих дальнейших поисках работы вы можете учитывать, что вам могут позвонить, но если вам предложат лучший вариант - соглашайтесь. Потом подумаете, кого из работодателей расстроить.
    Есть такое правило, что если вам не позвонили в течение недели, то это означает, что вам сказали "нет". К сожалению, у нас часто просто забывают позвонить, поэтому в безвыходной ситуации вы можете позволить себе позвонить самому. В худшем случае это будет выглядеть невежливо. В лучшем - окажется, что вас очень хотят, но потеряли телефон.


    Я мог бы рассказывать подробнее, описать уйму нюансов, но не хочу быть занудой. Разумеется, описанный здесь образ действия не гарантирует вашего приёма не работу, но повышает ваши шансы. Безусловно, помимо теории, необходима практика, тренировка. Походите по разным местам, попытайтесь устроиться. Просто заходите с улицы, если вам понравилась вывеска. Вы увидите, что жизнь даст вам рекомендации, которых вы не нашли здесь (и не мудрено) и не найдёте нигде. Если же в процессе тренировки вы случайно устроитесь на работу - это значит, что я своей статьёй добился того, чего хотел, а вы добились того, чего хотели вы.

Ratcatcher (c) 1995

: ___/~~ ".. ___/~~ ".. ___/~~ ".. Крысолов http://r.adt.ru : ` ` ` ` ` `

Архив

MFG's HomePage

Хостинг от uCoz