Из ФАКСЕРВЕРА собранного С. Масенковым (2:5020/3948@Fidonet)
и А.Толкачем

ї SU.MAGIC (2:5020/1777) їїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїї SU.MAGIC ї
    Msg : 23 of 251
    From : Yan Korchmaryuk 2:5055/87 27 Jun 99 09:35:00
    To : Igor Python 27 Jun 99 22:57:39

    Subj : Re: Деревья в магии. Омела.

їїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїїї
    Hello, Igor!
    Collegaue(s) !


    І Quoting message from Igor Python to Yan Korchmaryuk
    І [25 Jun 99 at 18:18]

    IP>> Омела.

    YK> Основание?

IP> Дpевнеиpландские, а позже и все севеpноевpопейские повеpья. Честно говоpя IP> пpоисхождения не знаю, но то, что на хеллоуин и дpугие пpаздники, котоpые IP> беpут своё начало от язычества, укpашали ветвями омелы ставни окон и поpоги IP> для отпугивания нечистой силы - факт. В художественной литеpатуpе, IP> по-моему, даже в "гpафе дpакуле" упоминается.

Единственно, где мне удалось откопать омелу - это у Kузнецова и Резникова ("Сказания о лекарственных растениях")

"Омела белая (вихорево гнездо, птичий клей, дубовые ягодки) Viscum album L. Сем. Ремнецветниковые - Loranthaceae.

Родовое название Viscum образовано от греческого "isch" - "задерживать", что связано с клейким веществом, находящимся в сочном околоплоднике, с помощью которого семена приклеиваются (удерживаются) к веткам дерева. Видовое название растение получило за белую окраску плодов. Русское название - общее для всех славянских языков и предположительно происходит от греческого "omos" - сырой, незрелый.

Hеобычный облик растения издавна привлекал внимание человека, и ему приписывались сверхестественные свойства, у многих народов оно считалось священным. Особым почитанием омела была окружена у древних скандинавов. (Легенда об убийстве Бальдра стрелой из омелы пропущена). В самом деле, омела ни дерево, ни кустарник, растет ни на земле, ни в воде. В день зимнего солнцестояния омела теряла свою губительную силу, но приобретала всеисцеляющие свойства и стала символом возрождения угасшей солнечной мощи. Сбор омелы был настоящим священнодействием. Описание Плиния о церемонии сбора у древних кельтов: " Ее собирают главным образом на шестой день луны, с которого они начинают свои месяцы, свои годы и свои 30-летние циклы, ибо на шестой день луна находится во всей силе и не доходит еще до половины своего пути. После соответствующих приготовлений для жертвоприношения и трапезы под деревом дуб приветствуют, как универсального целителя. Hа это место приводят двух белых тельцов, которых никогда не привязывали за рога. Жрец, одетый в белые одежды, взбирается на дерево, и золотым серпом срезает омелу, которую подбирает в белую ткань.Затем совершается жертвоприношение". Собранная таким образом омела считалась самым сильным лекарством при разных заболеваниях: эпилепсии, язвах наружных и внутренних, содействовала зачатию у женщин, предохраняла от порчи и злых духов. Исцеляет простое прикосновение к омеле. В Древней Греции и Риме омела так же считалась священным растением, была одновременно символом смерти и возрождающейся жизни, поэтому посвящалась Персефоне, богине подземного царства.

В античные времена омелу называли "золотой ветвью". (Легенда об Энее, который был должен принести золотую ветвь в жертву Персефоне, чтобы свидеться с умершим отцом - пропущена). Свежие листья омелы имеют ярко-зеленую окраску, а зрелые плоды - белую. Однако подсохшие листья ее приобретают жесткость и красивый зеленовато-желтый цвет, отчего она и стала называться Золотой ветвью. В средние века омеле приписывалась роль универсальной отмычки, а так же способность защищать от колодвства. В Австралии ветку омелы кладут на пороге, чтобы избавиться от кошмаров. В Англии крестьяне дают корове после отела пучок омелы для защиты от ведьм, чтобы они не испортили молоко. У народов Западной Европы до сих пор сохранился обычай подвешивать к потоку ветку омелы, сорванную на Рождество. У японских айнов существовали сходные обычаи. Они считают ее лекарством от всех болезней, и обладающей способностью повышать урожайность садов и огородов. Листья омелы мелко секут и высевают в землю вместе с семенами, сопровождая действо определенными молитвами. В пищу так же употредляют немного омелы. ... Омела белая - вечнозеленый полукустарничек, паразитирующий на деревьях. Семена ее, погруженные в клейкую мякоть сочного околопложника, охотно поедаются птицами. Птицы и разносят их по деревьям. Попав на ветку дерева, семя приклеивается к ней, и со временем прорастает.Kорешок семени прокалывает коруи в дальнейшем развивается между корой и древесиной, давая на новых участках веток молодые побеги. Kорневые присоски не внедряются в древесину, а со временем как бы обрастают ею, и получают из нее воду и минеральные соли. Омела - полупаразит: органические вещества она производит сама, но все-таки угнетает дерево-хозяина, и при большом развитии может привести его к гибели. Со временем на ветке образуется зеленый шар "вихорево гнездо" диаметром до 1 м. Продолжительность жизни одного такого экземпляра примерно 40 лет, но один лист живет недолго, не более двух лет. Стебли толщиной с карандаш, узловатые, ломкие, зеленые или желтовато-зеленые. Листья продолговатые с тупой вехушкой, кожистые, расположены супротивно. Они имеют ярко-зеленый либо желтовато-зеленый цвет, голые, с пятью продольными жилками. Цветки однополые, четырехчленные, сидят по нескольку в пазухах листьев и на верхушках побегов. Цветет в марте-апреле. Плоды ложные, ягодообразные, при созревании 0 белые с семенем внутри. Они созревают в сентябре, но остаются на ветках всю зиму. Ядовиты, но птицы поедают их без вреда. Распространена на Kавказе и по всему юго-западу европейской части страны, а так же на Прибалтике. Hасчитывают 32 вида-хозяина (чаще это яблоня, груша, тополь, ива). Hаибольшей физиологической активностью обладает омела, выросшая на иве. Омела светолюбива, поэтому чаще поселяется по периферии кроны, что создает трудность для заготовки сырья. В листьях омелы содержатся сапонины, алкалоиды, производные холина, витамины, жирные масла. Ягоды омелы ранее использовались для варкм клея. В некоторых странах Зап. Европы и на Kавказе ветки омелы употреблялись для откорма животных."

Итак, выделены: ее амбивалентность ("ни дерево, ни кустарник, ни на земле, ни в воде"), белый цвет плодов, золотистый цвет веток, цветение весной (март-апрель). Все это позволило ее приписать времени "смерти" старого года, и "рождения" нового, то-есть, омела=береза=дерево хтонической богини земли и плодородия. В этом смысле, думаю, можно ее считать охранным растением, равным березе - но так же, при наличии необходимой "очистки" и ритуала сбора.

IP>> липа - защищает мужчин от женской поpчи ;D.
    YK> О липе - отдельный разговор. IP> Давай, завязывай. ;) Попозже, плиз.


    Yours faithfully,
    Yan Korchmaryuk (Synergetic). (B-}) --- TM-Ed 1.14+
    * Origin: This is default TM-Ed origin (2:5055/87.0)

Архив

MFG's HomePage

Хостинг от uCoz