Из ФАКСЕРВЕРА собранного С. Масенковым (2:5020/3948@Fidonet)
и А.Толкачем


    Диакон Андрей Кураев

    Как организовать революцию

    Советы "Живой этики"


    [статья из газеты "Сегодня", 15.04.1994, п.15]


    Рубеж ХIХ-ХХ веков был ознаменован целым фейерверком
    самых разнообразных утопий. И семья Рерихов не осталась в
    стороне. Они тоже создали свою Утопию. Они тоже мечтали о
    новом обществе и, как могли, набрасывали его очертания. О
    чем же мечталось Рерихам?
    В одном из своих писем Елена Рерих выговаривает своему
    корреспонденту: "У Вас встречается фраза: "Но, как и
    прежние Писания, Агни-Йога не дает прямых и исчерпывающих
    указаний, как и что делать". Это заблуждение. Именно
    Агни-Йога дает самые прямые и определенные указания, что
    делать" (Письмо от 30.6.34). Это верно - в трактатах
    "Агни-йоги" и в письмах Елены Ивановны можно найти немало
    вполне конкретных указаний - как надо жить в будущем.
    Во-первых, будущее настанет тогда, когда к власти
    придут сторонники единственно верного учения "Агни-йоги".
    В письмах Елены Рерих упоминается грядущий
    "государственный строй, отмеченный монизмом религиозного
    культа" (8.2.38). "Близится время, когда стоящие во главе
    стран начнут поддерживать в государственном масштабе все
    просветительные созидания" (13.5.31). Близится время
    Вождей. Откуда они придут? Невежественное большинство, не
    принявшее мудрость "тайной доктрины", конечно, не сможет
    избрать правильных руководителей. Что ж - они придут к
    власти иным путем. "Вожди будущего будут назначаться не
    безответственными массами, но иерархией Света и Знания"
    (10.10.34). "Никто не назначает иерарха. Учитель будет
    единственным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан
    таким учителем" (Община. 215). Итак, истинный Вождь
    приходит к власти подобно Ленину, который был идеалом
    Вождя для рерихианцев - "Ленин служил Эволюции, и ради
    этого ему пришлось идти самым верхним путем - используя
    всех и вся для достижении Высшей цели - победы Революции в
    России" (цит. по: Знамя мира. N: 7-8, 1993).
    Какие еще средства дозволяется использовать для
    утверждения тотального счастья человечества? "Разрушение
    называем созиданием, если существует сознание о будущем.
    Все слышали о наступлении Нового века, может ли новое
    наступить бездейственно?" (Агни-йога. 142). "Когда Мы
    говорим о необходимости частности, мы не имеем в виду
    негодных людей. Так, правда не есть отвлеченная
    условность, она есть осознание космических законов,
    Поэтому наш счетовод может ошибиться в цифре, не становясь
    нечестным" (Агни-йога. 156). "Самая большая ошибка может
    быть оправдана, если источник ее чист. Но измерить эту
    чистоту можно лишь просвещенным сознанием" (Община. 79).
    В частности можно использовать ложь, скрывая свои
    истинные цели, пряча религиозный или оккультный,
    антихристианский характер своих взглядов. Такое прикрытие
    называется "внешними щитами" (Письмо Е.Рерих 21.5.35) или
    "гримировкой" (Община. 204).
    В зависимости от политической моды можно рекомендовать
    себя по разному. Например, в 1927 году первое издание
    "Общины" содержит такой текст: "Мы - материалисты, имеем
    право требовать уважения и познавания материи" (Община.
    123). Но в издании 1936 года, когда большевизанство на
    Западе стало уже менее модным, этот же текст стал звучать
    несколько иначе: "Мы - Носители Духа, имеем право
    требовать уважения и познавания материи".
    Утверждение нового мира, Нового Времени связано с
    разрушением всего старого мира. "Могу оправдать любое
    нарушение" (Община. 66). "Так на развалинах старого мира
    пусть подымается Великая Держава Света!" (Иерархия. 147).
    "Когда колесница направлена ко благу, то возница не
    отвечает за раздавленных червей" (29.4.38). Впрочем,
    Елена Ивановна сразу же уточняет: "Конечно, изречение о
    колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может
    произойти".
    Но и фундаментальные трактаты "Живой этики" допускают
    необходимость убийства во имя торжества своих идеалов:
    "Можно представить необходимость уничтожить врага"
    (Община. 146). Елена Рерих недоумевает: "Принято
    изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но
    такое представление, прежде всего, кощунственно. Никто из
    Великих Владык не останавливался перед поднятием меча и
    даже физического действия в защиту справедливости"
    (23.6.38). А значит - физическое насилие позволено и
    сторонникам "Живой этики": "Не правы те, кто считает нашу
    Общину молитвенным Домом. Не правы те, кто называет
    Твердыню Нашу рабочей мастерской. Не правы, кто находит
    Общину изысканной лабораторией. Община - военный стан,
    Знамя Завоевателя... Относительно Знамени Мира Вы пишете,
    что некоторые люди будут против него, ибо они не
    симпатизируют пацифическим идеям. Но почему они берут лишь
    одну сторону Знамени? Ведь самый Пакт, прежде всего,
    говорит о Знамени во время войны. Наиболее выдающиеся
    военные авторитеты Франции и Америки первые высказались в
    пользу практичности и приемлемости Знамени" (21.5.35 и
    14.6.34).
    Однако было бы неверно видеть в грядущих Вождях лишь
    банальных путчистов. Они, как мечтается Рерихам, будут
    владеть более мощными силами, нежели физическое
    принуждение. "Мы не насильственные завоеватели, но все же
    имеем учет врагов Наших и не обманываемся в их
    многочисленности. Лучи, газы и воздушный дозор будут
    лучшими внешними средствами, но самое действенное будет в
    продуктах психической энергии. Мы вовсе не намерены
    представить зрелище беззащитных овечек! Нам нет дела
    запугивать кого-нибудь, но Мы должны предупредить:
    "Берегитесь. невежда!" (Община. 186). Итак, кроме
    бомбежек, химического оружия и физический "лучей" у
    Космической Иерархии есть еще одно средство: внушение. Это
    будет гипнократическая утопия. "Внушением разрешается
    пользоваться в исключительных случаях" (Община. 156).
    Когда же Вождь придет - какие сонеты для себя найдет он
    в трактатах "Живой этики"?
    Как и подобает утопическому правителю - начать он
    должен с реформы языка, с создания "новояза", "Вождь"
    должен очищать значение смущенных выражений. Смута жизни в
    значительной степени происходит от смуты понятий. Значит,
    лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить
    значение слов" (Напутствие вождю. 8). В частности, "Пора
    заменить библейские термины четкими понятиями" (Агни-йога.
    24). Что за четкие эти понятия - можно увидеть на той же
    странице в откровениях Владыки Шамбалы: "Учитель мучается
    скорченным тупоумием воплощенных двуногих" (Агни-йога.
    26).
    Следующая реформа, как и положено - в школе,
    "оккультпросвет". "Необходимо проверить программы школ.
    Идеализм загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это
    выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе
    еще одно поколение недоумок будет позорить планету"
    (Община. 157). Для "выпрямления мышления" в школе
    "вводятся духовные беседы, в духе различных религий, в
    зависимости от состава учеников... Духовные беседы
    проходят в особом помещении, где висят изображения всех
    Основателей религий" (Напутствие вождю. 26). Однако дело
    не ограничивается рассказами о "махатмах". Нужно учить
    детей магической практике. "В школах пусть поймут, как
    обращаться с полетами и яснослышанием. Также и Тонкий мир
    будет изучаем наряду с тонкими энергиями" (Община. 114).
    Обеспечив себе таким образом будущее, надо не забыть
    рассчитаться с пережитками прошлого. "Теперь мы должны
    направить зоркость на искоренение узости сектантства и
    суеверия" (Община. 237). Что подпадает под эти
    определения? - Все, что не есть теософия. Например, "по
    Приказу Моему будет преследоваться безбожие, которое
    приняло вид самого явного сатанизма" (Напутствие вождю.
    106). Кстати, Г.К.Честертон в романе "Шар и крест"
    предвидел, что антихрист будет преследовать христиан и
    атеистов - то есть тех, кто не верит во всех богов сразу.
    И под преследованием имеются в виду отнюдь не диспуты и
    разъясняющие статьи. Нет - "всякая невежественность должна
    быть реально обнаружена и удалена из коммуны" (Община.
    230). Итак - отлучение от общества, от "всемирной общины".
    "Государство должно изгонять закоренелых невежд", -
    напоминает Е.Рерих (18.8.39). Но куда? - Для этого будут
    созданы "трудовые гипнотические лагеря": "Смертная казнь
    отменяется, ибо уничтожение разбойников в бою не есть
    казнь. Множество преступников обратятся к труду под
    внушением" (Напутствие вождю. 107). Вообще "Живая этика"
    на редкость проницательно предусмотрела совмещение лагеря
    и психушки: "Инквизиторы и ретрограды могут строить тюрьмы
    и сумасшедшие дома, которые пригодятся для них же, в виде
    рабочих колоний" (Община. 248).
    После проведения религиозной реформы необходимо
    уничтожить следы бытования иных верований в человеческой
    истории. Рерихи, как и Оруэлл, понимают, что истинная
    власть должна простираться не только в будущее, но и в
    прошлое. У рериховского "Министерства правды" работы будет
    достаточно, и причем работы оперативной (Напутствие вождю.
    78): "Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в
    книгах должна быть преследуема как вид тяжкой клеветы.
    Занимать ложью место народных книгохранилищ - тяжкое
    преступление. Нужно почуять истинное намерение писателя,
    чтоб оценить качество его ошибок. Открытая ошибка должна
    быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатка
    книги образумят писателя. Каждый гражданин имеет право
    доказать ошибку. Не позже года должны быть проверены
    книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо
    беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках
    книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо
    сохранять этих паразитов. Книги засоряют сознание детей.
    Должно отметить вопрос книги!" (Община. 94). Здесь стоит
    отметить еще одну очень реалистическую черту: утопический
    режим не может устоять, если не вовлекает рядовых граждан
    в круговую поруку с собою. Сделать из "каждого гражданина"
    доносчика и цензора - это предложение "Живой этики"
    учитывало высшие достижения техники государственного
    тоталитаризма своей эпохи.
    А чтобы впредь никакие "невежественные мнения" не
    распространялись, "Вождь должен самолично участвовать в
    Совете Печатного дела. Совет состоит из представителей
    Издательства. Сами они пекутся об изгнании пошлости и зла.
    Уличенные трижды в этих преступлениях лишаются права
    издателей. Также Совет наблюдает за хорошей внешностью
    изданий и печется о доступных ценах. Они же заботятся,
    чтобы в народ проникало большое количество полезных
    листков. Пусть даже оберточная бумага содержит полезные
    советы" (Напутствие вождю. 89).
    А если некий издатель "пошлости и зла" захочет оспорить
    решение сего Совета в судебном порядке". Конечно, "Живая
    этика" предусматривает и такую возможность. А потому
    предписывает Вождю лично "проверять сознание судей"
    (Напутствие вождю. 19).
    Но, может, несогласный сможет тогда апеллировать к
    народу? И это ему не удастся - поскольку "каждое
    забастовочное движение недопустимо, как разрушение
    производства" (Напутствие вождю. 30). А ждать выборов
    бессмысленно - поскольку их просто не будет. "Лишь случай
    болезни или дряхлость дает общественное содержание. Не
    может быть и речи об отставке, когда силы не истощены"
    (Напутствие вождю. 15). Итак, в эру Водолея миром будут
    править пожизненные правители. Впрочем, Рерихам такая
    мечта почти простительна. Они еще не имели знакомого нам
    опыта реальной геронтократии.
    Понятно, что Вождь соединяет в себе все возможные виды
    власти - и судебную, и законодательную, и теократическую.
    "Совет Высшего Хозяйства состоит под руководством самого
    Вождя. Так строится здание всего Государства с одною
    Вершиною" (Напутствие вождю. 99). При этом править Вождь
    будет при помощи внутренних приказов и устных
    распоряжений, то есть по своего рода "телефонному праву":
    "Вождь сохраняет в сердце приказ Владык и, в свою очередь,
    дает такое поручение устно. Если кто не знает Иерархии,
    тот не поймет святости Приказа" (Напутствие вождю. 104).
    Самому Вождю помогает понять волю Космических Владык
    Институт Астрологии, который "будет близким помощником для
    проверки данных" (Напутствие вождю. 107).
    В обществе устанавливается принцип единоначалия -
    потому что "решение Иерархии всегда монолитно", тогда как,
    напротив, "сомнение есть самый страшный яд" (12.7.38). А
    значит, лучше по доброй воле - "поймите, родные, что
    каждая клеточка вашего существа должна трепетать радостью
    выполнения Высшей Воли" (21.1.31).
    Особо стоит обратить внимание на то, что Вождю
    принадлежит и прерогатива теократической власти. Он отнюдь
    не просто организатор хозяйственной или политической
    жизни. Он осуществляет власть над умами и убеждениями
    людей. "Вождь печется не только о физическом здоровье
    народа, но он охраняет крепость духовную" (Напутствие
    вождю. 21). И вот сей Титан в соответствии с замыслами
    Рерихов должен провести еще ряд более мелких реформ. Без
    комментариев просто процитируем их:
    1. "Кладбища вообще должны быть уничтожены как
    рассадники всяких эпидемий" (28.5.37).
    2. "Милостыня денежная должна быть уничтожена. Помощь
    работою или вещами" (Напутствие вождю. 37). "Что требуется
    в Новой Общине? Конечно, нужно забыть о доброте, ибо
    доброта не есть благо" (Община. 67).
    3. "Завещания отменены, но можно оставить Государству
    пожелание, чтобы пользование известными предметами было
    передано известному лицу на пробное трехлетие" (Напутствие
    вождю. 34).
    4. "Уничтожить землевладение и наследование" (Община.
    251).
    5. "Сословия, как выражения условности, не могут
    существовать в Новом Мире" (Напутствие вождю. 103).
    6. "Чудовищные города как гнойники разврата и
    заболеваний должны быть распределены более правильно,
    чтобы не нарушалось равновесие" (Напутствие вождю. 99).
    7. "Все народности стираются и отменяются" (Община.
    93). "Прежде всего забудьте все народности... Кровь едина
    и течет, и внешний мир не будет больше разделяем расами
    первичных формаций. Потому красное знамя века Майтрейи"
    (Община. 71). "Народы безграмотны и покрыты вонью и
    мерзкими насекомыми. Который же из их ветхих предрассудков
    оплакивать? Весь сундук с насекомыми надо сжечь!" (Община.
    141).
    8. "Ряд развлечений должен быть уничтожен как рассадник
    пошлостей. Фронт образования должен очистить притоны
    дураков, сидящих за кружкой пива. Также явление
    ругательства должно найти более строгое наказание"
    (Община. 63).
    9. "Суровость приветствую. Указываю, как изгнать
    насмешливые шутки" (Община. 78).
    10. "Мы бывали в ваших театрах и мало ощущали их
    нужность" (Община. 180).
    11. "Пища в общине должна быть растительная. Еда дважды
    в пень достаточна. Долго за столом не сидим" (Община.
    148).
    12. "Анонимность останется в идеале правильной
    эволюции... Община будет стремиться к анонимности. Но без
    психомеханики такая анонимность будет уродлива." (Община.
    176). А чтобы такая коллективистская анонимность
    достигалась быстрее - лучше переселить всех из "крупных
    городов" в общежития. "Не только надо оторваться от дома,
    но надо преобороть само понятие дома. Эволюция свергает
    понятие дома-тюрьмы. В насиженном месте столько
    закопченности, столько кислоты и пыли. Мы против
    затворничества, но маленькие домики, с проплесневевшей
    атмосферой, хуже пещер. Да, да, да! Следует покончить с
    пристанями пошлости" (Община. 93). 13. Наконец, должно
    быть проведено уничтожение домашних животных. "Никакие
    животные не допускаются в жилые комнаты. Даже птицы не
    могут находиться в спальне. Все низшее привлекает низшее.
    Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно
    принадлежащие к темным группировкам" (7.12.35).
    Итак, добро пожаловать в казарму имени Шамбалы. Может,
    обычным людям и трудно будет жить в таком обществе, Но
    ведь новое общество строится для новых людей.
    Я не утверждаю, что Рерихи набросали какое-то небывало
    мрачное общество. Нет - они лишь довольно тщательно
    воспроизвели стереотипы утопического мышления, обогатив
    жанр социальной фантастики оккультными орнаментами. Логика
    их мысли вполне понятна. Непонятна лишь логика мысли тех,
    кто и поныне пытается рекламировать "Живую этику" Рерихов
    как высший плод духовного развития человечества. ------------------------------------------------------------

Архив

MFG's HomePage

Хостинг от uCoz