Из ФАКСЕРВЕРА собранного С. Масенковым (2:5020/3948@Fidonet)
и А.Толкачем




    П Е Р В Ы Е И С С Л Е Д О В А Т Е Л И П С И - Э Н Е Р Г И И




    - На нашу работу оказали большое влияние два исследователя пси-энергии, которые работали в начале нашего века: американский писатель Эптон Синклер и французский инженер Рене Варколье. Они оставили нам в наследство невероятные наблюдения и предположения, относящиеся к психическому функционированию. В 1930 году Синклер опубликовал свою книгу "мысленное радио", в которой описал более ста опытов, проведенных с его женой Мери Крег. Данные, полученные Эптоном в процессе экспериментов, а также описание способа, с помощью которого мери получала мысленные образы, полностью согласуются с результатами наших исследований. понял явление пси-функционирования. Его книга "От разума к разуму", вышедшая в 1948 году, подробно описывает навыки, необходимые человеку для развития психических способностей. В своих исследования варколье детально анализировал каждый источник ментального шума (mental noise), который может почувствовать человек, и каждое ощущение, которое может помочь или помешать его интерпретации интуитивной информации. (Более подробно об этом - через несколько страниц).
    Чтобы дать ясную картину того, что оставил нам варколье, в конце главы мы подробно приводим его наблюдения о характере психического функционирования. А перед этим читатель узнает последние сведения по этому вопросу и тогда сможет оценить, насколько четко согласуются предположения рене варколье 40-летней давности в области исследования пси-функционирования с современными данными. Он казался наиболее нейтральным и не давал срабатывать традиционным представлениям о пси-функционировании, а также позволял описывать результаты, полученные в лаборатории. (Если бы нам пришлось выбирать термин снова, мы скорее всего назвали бы это явление "ощущением на расстоянии", т. к. Понятие "ощущение" намного шире, чем понятие "зрение"). Но после того, как участвовавших в экспериментах по дальновидению стали называть сенсорами (sensors), мы очень обрадовались появлению еще одного точного термина. результаты более чем 50 экспериментов по дальновидению, проведенных в Станфорде, в которых принимали участие 12 перципиентов (сенсоров, воспринимающих информацию от индукторов). Они давали описания зданий, парков и мостов, а также делали зарисовки природы в районе залива Сан-франциско (3).В начале каждого опыта два экспериментатора встречались с перципиентом и говорили, что один из них будет находиться в лаборатории, а другой отправится на место расположения мишени, которая будет скоро выбрана, и станет служить маяком-ориентиром. отправляется на место ее нахождения, где и остается в течение примерно 15 минут а в это время другой экспериментатор просит перципиента сфокусировать все внимание на цели сказат, как она выглядит и что в это время делает "маяк". Нет необходимости повторять, что экспериментатор тоже находится в неведении относительно местопребывания "маяка". использовать свою психику для точного описания удаленных целей в лабораторных условиях. Более того, опыт показал, что люди, ранее не участвовавшие в подобных экспериментах, дают те же результаты, что и имеющие опыт подобной деятельности. В действительности, главное различие между обученными перципиентами и новичками состоит не в качестве их описаний, а в общей надежности этих описаний, возрастающей от эксперимента к эксперименту. проведено еще очень много экспериментов по дальновидению и в снии, и в других лабораториях и институтах. Они ставили своей целью повторение результатов основных экспериментов, а также выяснение принципов действия дальновидения и повышение его надежности. принял участие человек, имевший специальную подготовку. Но хотя за всю свою жизнь он испытал это необычное явление всего дважды, тем не менее он считал себя медиумом. Мы провели вместе много времени, обсуждая предыдущие опыты по дальновидению, нашей целью было добиться его согласия на то, чтобы в процессе эксперимента для улучшения результатов с ним было (????)........... Он согласился. И эксперимент начался.
    В этом опыте "маяк", произвольным образом выбравший цель из общего списка, попал в музей искусств станфордского университета, наодящийся в нескольких милях от исследовательского центра. А я (Рассел Тарг) остался в лаборатории с перципиентом, который дал описания различных образов, а также их зарисовки. Из его описания стало ясно, что объект - это здание, состоящее из двух параллелепипедов, на переднем плане - низкий параллелепипед, на заднем - высокий. Он сделал зарисовки пером; на рис. 16 Показаны рисунок и фотография. местонахождение цели. В описаниях, как правило, присутствует и верная и неверная информация. Мы заметили, что психическое функционирование перципиента улучшается с тренировкой. Иногда с помощью дальновидения получают очень точные описания дистанционно удаленных целей. может быть получено 6 описаний. Эксперт едет на место каждой из 6 целей и сравнивает описание, полученное от перципиента со реальным об'Ектом. Считается что описание соответствует цели, когда эксперт правильно соотнесет описание и цель. Примерно две трети опытов, проведенных в станфорде были оценены как правильные. Эти 66% надежности - большая статистическая достоверность. Чтобы результат отдельного эксперимента имел статистическую достоверность, надо чтобы он отличался от предполагаемого результата по крайней мере как 20:1; в данном случае соотношение составляет 100:1. Примерно такой же процент удачных экспериментов был получен в различных лабораториях страны, которые повторяли эксперименты по дальновидению, проведенные в станфорде. Эксперименты по дальновидению проводили: университет в Принстоне, колледж Мандлейна в Чикаго, институт парапсихологии в Дареме, Северная Каролина. Ханзен, Шлиц и Тарг получили 28 отчетов института парапсихологии и сделали вывод, что больше половины экспериментов были успешными. Эти отчеты приведены в библиографии. информацию неаналитического характера. Напрмер, если опытный перципиент, работая с полицией в расследовании кражи ребенка, может описать местонахождение ребенка но точно указать адрес он практически не может. Наиболее трудными для описания являются имена, названия, цифры и буквы, а также подобный материал аналитического характера. путем психического функционирования. Вероятно, это, напротив, результат результат внутреннего шума, который мешает перципиенту обрабатывать информацию. Выяснение природы ментального шума является одной из основных задач, которую надо решить, чтобы разгадать загадки психического функционирования, сделать его более точным и надежным. если вас попросят угадать число от 1 до 9,у вас имеется возможность вообразить и вспомнить все цифры, виденные вами ранее. То же самое характерно и для букв и других очень знакомых целей, которые можно использовать в пси-экспериментах. Биоинформация, как таковая, не определяется. У нас в голове нет комментатора который бы сообщал:" информация, получаемая вами в данный момент, поступает к вам по внечувственным каналам". Впечатления, полученные по каналам биоинформации, как правило, более тонки и неуловимы. а вы никогда не видели, то в данном случае ситуация совсем не похожа на игру с угадыванием хорошо известных вам символов. Здесь вы работаете с чистым мысленным экраном (mental screen), на котором нет известных вам букв и цифр. И если на этом мысленном экране появится описание вашего жилища, то вам сразу станет ясно что эо не тот об'ект, который мы загадали, так как мы заранее договорились, что об'ектом будет служить место, где вы никогда не бывали. представляет собой отношение необходимой информации к бессмысленным сигналам на определенной частоте вещания (broadcast). По аналогии с радиовещанием мы можем предположить, что надежность психического функционирования можно повысить или путем усиления пси-сигнала (psychic signal) или путем уменьшения ментального шума (mental noise), вызванного памятью и воображением. До сих пор мы пытались найти способ уменьшения ментального шума. проведенные в Станфорде. Они выбрали 6 целей неподалеку от их лаборатории, сфотографировали их, а затем показали все снимки испытуемым и попросили догадаться, вблизи какой из этих целей находится "маяк" - экспериментатор. свели эксперимент к известному опыту по угадыванию кар, перед испытуемым стояла задача разделения образов, полученных в результате психического функционирования и образов, запечатленных в памяти после просмотра фотографий. по исследованию пси-энергии испытуемый может дать точное описание любой из возможных целей, но бессилен в случае, когда цель выбирается специально для данного опыта. Это специфическое явление, наблюдаемое при всех исследованиях пси-энергии называется с м е щ е н и е м (displacement). Мы считаем, что смещение - это разновидность ментального шума, возникающего в результате нормальной психической деятельности. рассматривает их как потенциальные цели для опыта по изучению пси-энергии, он эти снимки помещает как бы в "психическую оболочку". Картинки могут сильно различаться между собой, но психически они остаются связанными тем, что входят в набор целей для одного и того же эксперимента. Поэтому перципиент, старающийся описать предназначенное для данного опыта изображение цели, может испытывать затруднения при попытке отличить данное изображение от других из того же набора. Он может дать описание деталей сразу нескольких картин, или точно описать цель, предназначенную для будущего эксперимента. происходят редко, возможно, потому что географически все цели не могут быть собраны в одном месте. Географическую цель, как правило, произвольно выбирают из списка различных координат. Может быть, смещения редки и потому, что написанный текст очень трудно воспринять путем психического функционирования, а сам вид списка не вызывает ментального шума, чего нельзя сказать о наборе рисунков, вполне различимом с помощью пси-энергии. опыта по дальновидению. Задание, которое должен выполнить перципиент, должно иметь внутренний смысл. Участие людей в таких экспериментах должно быть мотивированным. Обязательно присутствие ощущения комфорта. Экспериментаторы не должны преуменьшать значения психического функционирования. А в идеале каждый эксперимент должен приносить какую-то минимальную пользу и давать перципиенту возможность улучшить свои психические способности. ему цели, чем указать число или выбрать цель из набора рисунков или символов. Это один из недостатков опыта по угадыванию специальных карт, которые применялись для исследования пси-энергии много лет. Такие эксперименты, позволяющие определить способность перципиента правильно называть спрятанные карты были составляющей частью успешной работы райна по исследованию пси-энергии с помощью статистики. Эта работа райна была описана книге Пратта и Райна "Экстрасенсорное восприятие после 60" (5). Хотя эти традиционные эксперименты имели высокую статистическую достоверность, их результаты были менее надежными, чем у участников экспериментов "свободного реагирования", таких как дальновидение или зарисовка удаленных целей. Подобные эксперименты проводили синклер и варколье. Мы выяснили, что статистически значимый результат в подобном опыте можно получить после 8-10 испытаний, а в классическом эксперименте по угадыванию карт после сотен или даже тысяч проб. удаленной цели, выбранной из неопределенного числа вариантов, чем угадать число в интервале от 0 до 9.Ведь даже в том случае, когда экспериментатор "маяк" произвольно выбирает цель из ограниченного числа возможных, перципиент не знает этого, и, следовательно, их число для него неограничено.
    карт является ухудшение способности к угадыванию после многократных повторений экспериментов. Это так называемый "эффект угасания". Он противоположен тому, что в принципе должно наблюдаться у обученного перципиента. Чарльз тарт, писатель и исследователь энергии-пси, сказал однажды, что участники подобных экспериментов испытывают на себе истощение психической функции в условиях лаборатории. 147 перципиентов. Их просили выбрать одну из четырех возможных целей, которую уже определил генератор случайных чисел. Эти исследования оказались очень успешными, в их процессе многие участники улучшили свои способности. Мы считаем, что причиной этого послужил тот факт, что машина предоставляла мгновенную обратную связь, указывая, правилен ли ответ, а так же выбранный вариант, давая участнику возможность интуитивно ощутить цвет и положение цели при правильном ее выборе. Такое задание намного интереснее для перципиента, чем простое угадывание карт. Такое обучающее устройство может быть усрвершенствовано введением микрокомпьютера, который представит перципиенту целый набор различных целей, имеющих разную окраску и положение. Сотрудничестве с "Атари" мы смоделировали такое устройство в виде домашней видеоигры. результаты дают люди, заинтересованные в выполнении задания, но не находящиеся в состоянии стресса. Существует предположение, основанное на данных медицины, что адреналин повышает функциональную активность мозга при выполнении умственных упражнений. Возможно, с увеличением потребности получения более сложной психической информации возрастают пси-способности перципиента. Однако, при использовании карт задание бывает настолько однотипным, что перципиент обнаруживает у себя тенденцию к уменьшению количества поступающей психической информации. Мы считаем, что очень важно, чтобя "я" перципиента не пострадало в результате неудачи эксперимента. Человек, считающий себя "или медиумом, или ничем", никогда не выполнит правильно ни одного задания из области применения пси-энергии. Психическое функционирование следует рассматривать как интересное приключение, а не как тест на человеческую полноценность. и экспериментатором имеют большое значение для получения хороших результатов. никакого значения, не влияет на точность дальновидения и ее размер. Мы проводили эксперименты, где размеры цели варьировали очень сильно, напрмер, башня гувера в станфордском университете и маленькая буковка. Прекрасные описания цели были получены при любых размерах цели. в станфорде и других лабораториях, мы объяснилм тот подход к проблеме дальновидения, которым мы успешно пользовались. Используя этот метод даже новички дали хорошие результаты. Ниже мы приводим описание, которое не только характеризует нашу работу в этой области, но и базируется непосредственно на нашей методике постановки опытов по дальновидению, которая была разослана многим исследователям пси-энергии, пытающимся повторить наши оригинальные эксперименты (7). Важной отличительной особенностью, характеризующей эксперименты в станфордском исследовательском центре, является то, что перципиент и экспериментатор представляют из себя единую группу по сбору информации. Перципиент выступает как поставщик психической информации, а экспериментатор - как штурман-аналитик. Один - неаналитический, он занимается распознаванием образов, что как раз характерно для психического функционирования. Другой вид умственной активности выражается в познавательной деятельности. Только очень опытные перципиенты могут одновременно обратывать информацию по двум каналам - давать психическую информацию и ее аналитическую трактовку. Но и для таких перципиентов подобное задание зачастую оказывается слишком трудным. лаборатории, не участвующие в экспериментах и не контактировавшие с перципиентами и экспериментаторами. Набор возможных целей составлен так, что он включает в себя несколько разновидностей каждого типа целей: несколько церквей, несколько фонтанов, несколько лодочных станции и т. д. Это делается для того, что-бБы перципиент не мог вычислить, что если вчера целью был фонтан, то сегодня будет все, что угодно, кроме него. аналитически выбрать тот вид цели, который еще не встречался в процессе эксперимета. При такой постановке любая цель появляется в эксперименте вне зависимости от предыдущих целей. Пользуясь терминологией эксперимента по угадыванию карт, это можно назвать "Открытой колодой" (?). цели, о которой он совершенно ничего не знает. выбранной цели, перципиент и экспериментатор расслабляются и обсуждают предстоящий опыт. Экспериментатор в это время пытается доказать испытуемому, что психическое функционирование совершенно безопасно для него. Что дальновидение - это естественное свойство человека, а не экстраординарное. Он приводит в качестве примера тот факт, что уже многие люди участвовали в экспериментах по подобной методике. в перцептивном канале передачи информации. Поэтому, чем точнее перципиент описывает полученный образ без его интерпретации и связанных с ним ассоциаций, тем правильнее его описание. Перципиента ннастраивают на описание полученного образа непосредственно после восприятия, не анализируя его, т. К. Первое впечатление обычно более верно. Поэтому во время проведения эксперимента окружающая обстановка должна быть максимально естественна и комфортабельна. Все отвлекающие факторы сводятся к минимуму. Гипноз, огни стробоскопа и сенсорная депривация не используются. На наш взгляд современные приборы отвлекают внимание испытуемого и затрудняют вычленение мысленных образов из внутреннего шума. были проведены по методике Ганзфелда (Ganzfeld). При таком сенсорно-депривационном подходе к психическому функционированию перципиенту (в данном случае его можно назвать испытуемым) накладывают на глаза половинки шариков от пингпонга, которые освещают красным светом, в то время как на наушники подается статический, или белый шум. В. Брандом и Г. Онортоном, демонстрировались во многих лабораториях и дали статистически значимые результаты, они не смогли никого убедить в том, что психическое функционирование - обычное свойство человека. Эта методика скорее дает картину, где психическое функционирование походит на что-то сверхестественное и требует изменения состояния сознания. Наш опыт показывает, что это предпололожение не отвечает действительности. условием качественного психического функционирования. Очевидно, что душевное состояние человека влияет на способность его описывать информацию, полученную по перцептивным каналам, но это специфическое душевное состояние не делает такую информацию более доступной. Методика Ганзфелда немного легче приводит испытуемого к состоянию потока свободных ассоциаций, чем это делает перципиент в опытах по дальновидению, смешивая впечатления, полученные по перцептивному каналу с большим количеством внутренних шумов. Более подробно мы рассмотрим методику Ганзфелда в восьмой главе. А сейчас самое время сказать, что, как показал опыт, такие сложные приготовления к экспериментам для успешного психиеского функционирования совсем не обязательны. как перципиент начинает описывать все, что находится в поле зрения маяка с определенного момента. (Но это не значит, что маяк должен быть "индуктором", т. К. Перципиент часто описываеть такие подробности, которые маяк не заметил) В этот момент экспериментатор, оставшийся в лаборатории, говорит перципиенту:" закройте глаза и рассказывайте мне обо всех мысленных образах, относящихся к месту, где находится наш "маяк". Экспериментатор не настаивает на том, чтобы перципиент говорил все время. Даже если перципиент это делает, экспериментатор рассматривает это как попытку угодить ему. своих мысленных образов, например: "Я вижу здание с арками, я думаю, что это здание машса (?)",То экспериментатор старается мягко увести его от этих потенциальных внутренних шумов. Он может сказать так:" вы не должны говорить мне, что это такое; вы должны просто сказать, что вы видите и что испытываете, глядя на мишень." Сообщения о звуках, запахах или тактильные ощущения - это хорошие доказательства того, что перципиент находится в психической взаимосвязи с местностью, где расположена мишень. задача для экспериментатора, находящегося рядом с перципиентом. И особенно полезная для необученных начинающих перципиентов. Но ей надо пользоваться осторожно. В записи хода эксперимента по дальновидению, которая будет приведена ниже опытный перципиент совершенно правильно говорит рьяному экспериментатору, чтобы он вел себя спокойнее и дал перципиенту собраться с мыслями. пси-взгляда:" а почему бы вам не подняться в воздухи не посмотреть на мишень сверху, а потом рассказать мне, как она выглядит?" После такого вопроса перципиент часто изменяет перспективу обзора и без труда продолжает описание цели под новым углом зрения. тем, чтобы выявить информацию, касающуюся действительной цели в отличие от возможных помех, чтобы при проверке эксперт мог определить предмет, находящийся в поле зрения перципиента. Внимание экспериментатора должно быть напрвлено на то, в протоколе адекватную информацию, а внимание перципиента - на то, чтобы воспользоваться своими способностями и сообщить впечатления, полученные по нестационарным каналам восприятия. дальновидения, даже если он утверждает, что рисовать не умеет. Такие рисунки зачастую поразительно соответствуют указанной цели. отправляются перципиент, экспериментатор и сам маяк. Это дает возможность перципиенту наглядно убедиться в правильности своих ответов и сравнить впечатления с реальной целью. Такая обратная связь нужна для логического завершения эксперимента в глазах перципиента, который узнает цель своих действий. исследования пси-энергии. Ответ на этот вопрос может дать ключ к пониманию физических механизмов, лежащих в основе психического фнукционирования. получить обратную связь сцразу же по окончании опыта. Поэтому, в принципе, перципиенты могут получить впечатления, описывая события недалекого будущего.

Архив

MFG's HomePage

Хостинг от uCoz